|
|
Профилактика экстремизма и терроризма
Главная / Профилактика экстремизма и терроризма
Экстремизм - социально-правовое явление, отличающееся повышенной общественной опасностью. Генезис этого явления определяется существующими в обществе социально-экономическими противоречиями, которые возникают на национальной, религиозной и культурной почве. Для России как многонациональной и межконфессиональной страны экстремизм представляет реальную угрозу.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон о противодействии экстремизму) рассматривает понятия «экстремизм» и «экстремистская деятельность» как тождественные и указывает на перечень действий, образующих основу этих понятий.
К таким действиям, в частности, относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период
- исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Уровень опасности экстремизма обусловливается различными особенностями регионов и России в целом: экономическими, политическими, этносоциальными, культурно-идеологическими.
Согласно положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, деятельность террористических и экстремистских организаций, радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.
В Белгородской области введен правовой режим контртеррористической операции.
В целях обеспечения безопасности граждан решением руководителя Оперативного штаба в Белгородской области – начальника УФСБ России по Белгородской области А.В. Кулагина на территории Белгородской области введен правовой режим контртеррористической операции (КТО), установлены специальные меры и временные ограничения.
В соответствии с ст. 11, 12 Федерального закона «О противодействии терроризму» на вышеназванной территории действуют следующие меры:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей; использования сетей и средств связи;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах отдельных территорий, на которых введен правовой режим КТО, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах;
- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим КТО, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств.
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Оперативный штаб в Белгородской области призывает граждан быть бдительными, следовать указаниям представителей органов правопорядка, а также не допускать вмешательства в действия правоохранительных органов.
Мероприятия:
6 апреля 2023 года прошли очередные обучения: «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в учреждении» и «Правила электроустановок «ПЭУ» - систем электроснабжения и электрических сетей». (ссылка)
12 мая 2023 года состоялось очередное обучение сотрудников по оказанию Первой медицинской помощи. (ссылка)
Нормативно правовые акты
Уголовная ответственность за осуществление экстремистской деятельности
Ответственность за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности
Законодательство о противодействии экстремистской деятельности о деятельности определенных общественных и религиозных объединений
Административная ответственность за совершение экстремистской деятельности
Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности, а также особенности использования иных средств связи
|